Северодвинская роспись
Наиболее
самобытными из крупных направлений русской росписи являются северодвинские
росписи. Они включает в себя влияние архаичного крестьянского, языческого
искусства и более элитные мотивы соседствующей с областью производства Северной
Европы. Каждый из подвидов ремесла включают множество элементов-символов. А
композиции из этих элементов создают неповторимую ажурную роспись.
Борецкая роспись
- русский народный художественный промысел, роспись по дереву. Существует с
XVIII века.
Вначале, как видно, существовал один центр росписи - Борок в среднем течении
реки Северная Двина. Впоследствии отпочковались еще два центра: с пучужской
росписью (центр в деревне Пучуга, в 25 километрах выше от пристани Борок) и
тоемской росписью (еще выше по течению деревня Жерлигинская).
Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зеленый, коричневый,
оранжевый, желтый. Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек,
треугольников. Все элементы обводятся черным контуром, что требует большого
мастерства.
Символ борецкой росписи - Древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг
которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции
могли служить жанровые сценки: чаепитие, гуляния.
Мезенская
или палащельская роспись — тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей,
коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень. Самая
древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя
изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII
века, выполненных в мезенском регионе.
По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи,
дожившим до XX века. Предметы густо испещрены дробным узором — звёздами,
крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный —
«земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — солярные
диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой
резьбы.
Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и
оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной
и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического
орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору
возникает ощущение динамики. Встречаются изделия с большим количеством фризов и
более сложным, сгущенным орнаментом. В верхней части прялок часто помещаются
схематичные изображения птиц, нанесённые одним мазком красной краски.
Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более
вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детски наивно написанные жанровые
сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле. Рядом с
изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика, датой
изготовления или ценой прялки.
Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с
помощью измочаленной на конце деревянной палочки (тиской), потом пером глухаря
или тетерева делали чёрную обводку и кисточкой, сделанной из человеческого
волоса наносили узор. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло
краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.
Пермогорская роспись.
Пермогорье - это группа деревень Красноборского района Архангельской области,
более или менее близких к Северной Двине. Центром пермогорской росписи является
куст деревень под названием Мокрая Едома. Характерным декоративно-орнаментальным
элементом пермогорской росписи являются красные травные завитки. В. Василенко
предположил, что этот узор перешел с декоративного убранства древнерусской
сольвычегодской финифти. Кроме того, в пермогорской росписи присутствуют и
традиции старинной великоустюжской росписи бытовых предметов. Народный
мастер-художник, сочетая завитки с красными, черными и белыми зубчиками
(графическими остатками геометрической резьбы), смело заполняет плоскость,
свободную от сюжетных тем.
Сюжеты с изображением Сирина и катанья на конях преобладают в пермогорской
росписи, но встречается и много других тем. Очевидно, у мастеров в этом
отношении существовала полная свобода, и они использовали бытовые темы, легко
связывая их с событиями личной жизни. На отличного качества предметах можно
видеть сцены вечёрок, застолья, прядения, тканья, на старых прялках -
архитектурные пейзажи, единорогов, львов, а также солдат, парусные суда и
первые, появившиеся в России пароходы. Прялки с подобного же рода сюжетами в
большом количестве находятся и в Историческом музее в Москве.
Ремесленники пермогорья издавна украшали не только предметы обихода, но и жилища
(двери, стены, мебель).
|